Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Как архангельских рыбаков пытаются оставить без профсоюза

Фильтры

Регион

Новости

Как архангельских рыбаков пытаются оставить без профсоюза

Угроза увольнения, штрафы и прочие способы административного “убеждения” - вот что уготовила администрация ОАО “Архангельский траловый флот” для работников, не желающих выходить из профсоюза.

Первичку целенаправленно уничтожают уже несколько месяцев. Тем не менее профактив не сдается, начав ответную серию ударов по позициям администрации. Корреспондент “Солидарности” побывал на предприятии, пообщался с людьми и постарался разобраться в причинах конфликта.

НА КРЫЛЕЧКЕ

Прохладный северный полдень. На крыльце административного здания Архангельского тралового флота (АТФ) небольшими компаниями кучкуются сотрудники. Это традиционное место обмена новостями у рыбаков, которые пока на берегу. Все пришли по своим делам: кто написать заявление об отпуске, кто разобраться с рейсовой документацией, кто отметиться в резерве. Кабинет профкома рядом, и мы с Аллой Кононовой, председателем первичной профсоюзной организации АТФ и, по совместительству, главой обкома профсоюза работников рыбного хозяйства Архангельской области, присоединились к компании рыбаков в надежде, что они согласятся рассказать, как представители работодателя заставляли их выходить из профсоюза.

Задание, честно сказать, непростое. Те, кто уже вышел из профорганизации, не хотят быть замеченными в общении с предпрофкома и лишний раз подставляться под администраторский гнев. Тех же, кто отказался выходить из профсоюза, мы сами не хотим беспокоить в открытую. А ну как работодатель применит к ним штрафные санкции или вовсе попытается уволить? Методы у руководства АТФ еще те...

- Представители администрации АТФ уже несколько месяцев ведут целенаправленную работу по выводу людей из профсоюза, - делится наболевшим Алла Сидоровна. - И, надо признать, добились в этом определенных успехов. На начало года у нас в первичке было около 800 человек. Сейчас осталась где-то треть от этого количества.

- Сергей Павлович, здравствуйте, расскажите, вам бланк на выход из профсоюза давали? - обращается профсоюзный лидер к подъехавшему к зданию администрации мужчине.

- Да, было такое дело. Нас всех собирали, рассказывали, что профсоюз не нужен и что кто в нем останется - работать в Архангельском траловом флоте не будет, - рассказывает мужчина. - Потом раздали заранее напечатанные заявления на выход из профсоюза. Из наших - кто подписал, кто нет. Я не стал. Но отпуск скоро закончится, в море надо идти, ребята говорили, что не записывают в состав экипажа, пока не выйдешь из профсоюза.

Результативность такого рода шантажа объясняется просто. Как пояснила Кононова, работа в море составляет основной заработок рыбаков, при хорошем промысле они получают по 80 - 90 тысяч рублей в месяц. Пока же они на берегу - суммы начисляются раз в десять меньшие. Работы в Архангельске мало, несколько лесозаводов закрылось, что обострило ситуацию на рынке труда, так что волей-неволей надо идти в море. Команду, по идее, формирует капитан корабля. Но список с фамилиями выбранных для рейса людей, естественно, утверждается с представителями администрации АТФ. И здесь у работодателя масса способов не допустить неугодного моряка к выходу в море. По-настоящему держатся только за избранных специалистов - грамотных инженеров и ремонтников всегда дефицит. Остальные же находятся под ударом: на твое место в рейс найдется десяток желающих.

Вот что рассказал мне в телефонном разговоре Борис Чернявский, старший механик судна “Ново-азовск”:

- В начале февраля мы вернулись из рейса. Капитан нас собрал, сказал, что от администрации поступили указания: люди должны выйти из профсоюза. Мы сразу стали задавать вопросы: “Чем профсоюз вам мешает?” - и все прочее. Внятных ответов не было. У нас тогда только два человека заявления написали.

Есть, есть еще в АТФ настоящие активисты, бойцы, решившие оставаться в профсоюзе до последнего. И профсоюз поддерживающие. Встречаются в профкоме, например, вот такие заявления:

“Я, Пашин Николай Валерьевич, член профсоюзной организации ОАО “АТФ”, довожу до вашего сведения, что 11.03.2014 меня вызвал в свой кабинет начальник МГУ Дрегало М.А. и предложил написать заявление о выходе из профсоюза, в чем я ему отказал”.

В руки корреспондента “Солидарности” попал еще один документ, крайне любопытный. Кусок переписки между высокопоставленным руководителем АТФ (из новых) и одним из капитанов, от которого потребовали заставить людей выйти из профсоюза:

“В любом демократическом государстве существование профсоюзных организаций считаю необходимым. В обществе должна быть хоть какая-то сила, которая могла бы защитить от произвола олигархов и наглых, помешанных на деньгах работодателей”, - пишет отважный капитан, не признавая за работодателем права на грубое вмешательство в дела общественной организации.

“Вы правда верите что слова РФ и Демократия подходят друг другу? - откликается в ответе представитель администрации (авторская пунктуация сохранена. - А.К.). - Вы правда верите в то, что профсоюзы это сила? По-моему не в РФ. Приведите примеры какой профсоюз хоть раз спас от произвола олигархов и наглых помешанных на деньгах работодателей? Могу вас уверить, что если захочу, то смогу со временем уволить любого сотрудника, даже если он будет состоять в 10 профсоюзах, если хотите, можем поспорить”.

Сразу становится понятно, что слова о “наглых работодателях” - не пустой звук.

СЕКРЕТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

А начались все проблемы с продажи государственного предприятия “Архангельский траловый флот” в частные руки (это, кстати, было последнее госпредприятие в рыболовной отрасли нашей страны). Решение о продаже тралового флота было принято довольно давно, еще в 2010 году. С тех пор флот находился между молотом и наковальней. В этот период относительного безвластия люди, естественно, стали беспокоиться о своей судьбе. Инициативная группа, имеющая отношение к АТФ, а именно - совет ветеранов флота, обратилась тогда к президенту с просьбой не продавать флот с молотка. Результатом этого обращения стало некое соглашение между правительством Архангельской области и новым собственником, на тот момент еще гипотетическим.

В этом документе вроде бы прописано, что новый собственник вплоть до 2018 года не должен проводить массовых сокращений и менять в худшую сторону условия труда работников. К сожалению, к составлению документа не привлекли ни представителей работников, ни представителей общественных организаций. Таким образом, те, кого соглашение касалось напрямую, остались “за бортом” обсуждения.

Особенно удивляет секретность этого странного документа. Конечно, в профсоюзной организации захотели разобраться, что вообще прописано в соглашении. Но задача оказалась нетривиальной. Обращение председателя первичной профсоюзной организации работников рыбного хозяйства с просьбой прислать копию соглашения было проигнорировано. Ничего конкретного не ответили и уполномоченному по правам человека Архангельской области, к которому Кононова также обратилась за помощью. Похоже, что соглашение оказалось по-настоящему тайным, и что в нем написано, до сего момента известно лишь узкому кругу лиц, видимо, в этом документе и заинтересованных. В ближайшее время Федерация профсоюзов Архангельской области намерена использовать свои рычаги и надеется, направив запрос, заполучить-таки “тайное” соглашение.

И еще интересный вопрос: какие санкции последуют, если работодатель нарушит это соглашение? Многие работники АТФ считают, что ничего страшного для собственника не случится. А значит, есть опасность, что флот и вовсе ликвидируют еще до 2018 года. Бытует мнение, что самое ценное в Архангельском траловом флоте - это квоты на вылов рыбы. А инфраструктура, старые корабли и, конечно, работники - все это лишь обременение, от которого хотят избавиться. Как бы там ни было, в начале 2014 года тралфлот приобрела фирма “Вирма”. Штаб-квартира фирмы находится в Мурманске, и представляет “Вирма” интересы мурманских рыболовецких компаний.

РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ПЕРВИЧКИ

Летом прошлого года, еще до продажи АТФ, на предприятии сменилось руководство. И практически сразу, в начале осени, у флота начались финансовые проблемы: людям на несколько месяцев задерживали зарплаты, не выплачивали положенную морякам валюту (такая форма оплаты принята у моряков вместо суточных. - А.К.), не оплачивался проезд к месту отдыха и обратно. Естественно, профсоюзная организация написала несколько жалоб на незаконные действия работодателя - в прокуратуру, госинспекцию труда и прочие контролирующие органы. Такая активность первички, да еще с постоянным ее вниманием к соглашению, не осталась незамеченной.

Ответ администрации был скор: с октября 2013 года работодатель перестал удерживать профвзносы с членов профсоюзной организации. На закономерный вопрос: “Где деньги?” профкому ответили, что все заявления работников с просьбой о перечислении взносов утеряны. И восстанавливать их не входит в обязанности администрации. Практически сразу началось и описанное выше давление на членов профсоюза.

К сожалению, с переходом тралового флота в частные руки порочная практика развала профсоюзной организации не только не прекратилась, но и начала набирать обороты. Массовое давление на людей, о котором рассказывалось выше, началось как раз с приходом нового генерального директора Алексея Заплатина.

- Ладно, о наших проблемах говорить можно долго! Идем лучше на обед. - Алла Сидоровна ведет меня в местную столовую. Где, кроме обеда, меня ждет большая журналистская удача в виде гендиректора предприятия Алексея Заплатина. Не дело отвлекать серьезного человека от еды. Потому покидаю помещение столовой, чтобы встретить руководителя снаружи. Тот не заставляет себя ждать.

- Алексей Павлович, здравствуйте! Я корреспондент центральной профсоюзной газеты, - обращаюсь к генеральному директору АТФ. - Хотелось бы пообщаться с вами насчет ситуации с первичной профсоюзной организацией!

- Пообщаться можно... Если вы недельку здесь подождете! - Заплатин ускоряет шаг, стараясь как можно быстрее закончить нашу беседу. - Я уезжаю в срочную командировку! Дел невпроворот!

- Ну хотя бы 10 минут, я много времени у вас не отниму... - не сдаюсь я.

- Я все сказал! Можете взять у Кононовой мой телефон и позвонить! - директор скрывается в глубине здания.

Телефонный разговор у нас с Алексеем Заплатиным тоже не задался.

Вечером выяснится, что после нашей обеденной встречи охране здания был сделан внушительный выговор. А Алле Кононовой, под предлогом того, что столовая только для сотрудников, а она не состоит в штате Архфлота, был запрещен проход в столовую.

- Ничего, ничего, - смеется профсоюзный лидер. - Голодом меня не заморить. Но вы только оцените масштабы мести!

СИТУАЦИЯ НА СЕГОДНЯ

В АТФ продолжается активная стадия конфликта. Людей по-прежнему пытаются заставить выйти из профсоюзной организации, грозя увольнением или недопуском к работе. Профсоюзных активистов пытаются выдавить с предприятия в первую очередь, а Кононовой закрыли проход в некоторые подразделения. Кроме того, представители администрации самовольно сняли недавно обновленный профсоюзный стенд. В то же время профсоюзная организация подала судебные иски относительно выплаты задолженности по профвзносам и давления на членов профсоюза.

Ситуация осложняется еще и тем, что пришел срок перезаключать коллективный договор, истекший еще несколько месяцев назад. Как начинать соответствующие переговоры в условиях постоянной войны и угроз администрации - непонятно.

- Работники зачастую не понимают, зачем им коллективный договор, а ведь это - льготы, которыми все так любят пользоваться и которые в одностороннем порядке не отменить, - комментирует Кононова. - Льготы для всех работников, а не только для тех, кто работодателю понравится. Сегодня могут обеспечить хорошей спецодеждой, санаторным лечением и так далее. А как наступят мало-мальски тяжелые времена - все льготы без колдоговора пойдут под нож.

Впрочем, Алла Кононова не намерена опускать руки. Во-первых, в первичке остались как раз те, кто не повелся на работодательские посулы и не испугался угроз. Таких оказалось несколько сотен человек. А это - весьма внушительная цифра. Во-вторых, за первичку стеной встали Федерация профсоюзов Архангельской области и ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства.

Некоторые имена и фамилии, упомянутые в тексте, изменены с целью оградить работников от возможных санкций администрации АТФ.

Комментарии

Алла Собашникова, заместитель председателя Федерации профсоюзов Архангельской области:

- Оценивая ситуацию в ОАО “Архангельский траловый флот”, можно сказать, что работодатель настойчиво и методично нарушает трудовые права работников, являющихся членами профсоюза и, похоже, с таким же рвением намерен “свести на нет” само существование первичной профорганизации. Федерация профсоюзов и отраслевая территориальная организация не намерены мириться со сложившейся ситуацией. Для давления на работодателя (нового руководителя) профсоюзы обладают достаточными ресурсами: как трудовыми (правовые инспекторы и иные специалисты федерации), так и правовыми (Закон о профсоюзах, Трудовой кодекс РФ и соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с органами по надзору и контролю). Это позволяет на одном уровне говорить с работодателем.

Федерация профсоюзов неоднократно помогала отраслевой профорганизации в подготовке материалов для прокуратуры города Архангельска по вопросам нарушения прав профсоюза и трудовых прав работников. Правовые инспекторы ФПАО провели внеплановую проверку в ОАО “АТФ” на предмет незаконности неудержания и неперечисления членских профвзносов. К сожалению, работодатель не желает услышать законные требования представителей работников. Поэтому дальнейшим совместным шагом в урегулировании сложившейся ситуации будет привлечение работодателя (как физического, так и юридического лица) через органы по надзору и контролю к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ с возможностью дальнейшей дисквалификации действующего руководителя предприятия.

Также в настоящее время готовится исковое заявление в суд об обязании работодателя удерживать и перечислять профсоюзные членские взносы из заработной платы работников, являющихся членами профсоюза.

Владимир Круглов, председатель Российского профсоюза работников рыбного хозяйства:

- В свое время только благодаря усилиям ЦК нашего профсоюза удалось оставить Архангельский траловый флот в государственной собственности. Поэтому за профсоюз взялись в первую очередь. Частники добрались-таки до тралового флота. И вот к чему это привело. То, как действует новая администрация АТФ, не является каким-то исключением из общего правила. У нас была сильнейшая организация в Петропавловске-Камчатском - новые хозяева делали там то же самое: подходили к плавсоставу и говорили: “Хотите в рейс - выходите из профсоюза”. Конечно, на официальном уровне это никто не признает. Но ситуация обстоит именно так. Люди, естественно, выходят - жить-то на что-то надо! Ведь львиную часть зарплаты можно заработать в море, а не на берегу. Еще сотрудников повадились переводить на контракты. И тогда все еще проще: “Хочешь, чтобы с тобой продлили договор, - выходи из профсоюза”. И точка.

Конечно, я связывался с Алексеем Заплатиным по телефону. Спрашивал его, как так получается, что надо коллективный договор заключать, а руководящий состав его предприятия в этом не только не помогает, но и устроил гонения на членов первички. Он в ответ: “Да ну что вы! Да такого быть не может!” Я не первый год работаю и все понимаю. Говорят красиво, а в реальности - все наоборот.

Почему-то наши работодатели считают, что профсоюзы - это враги. Умный руководитель должен понимать, что профсоюзная организация, наоборот, - дополнительная сила, обеспечивающая стабильность в коллективе. Уничтожая профсоюзную организацию, Заплатин попросту подкладывает бомбу замедленного действия под себя самого.

Кляшторин Александр

Источник: Газета Солидарность

Также в разделе

Комментарии (0)